.

РАЗЪЯСНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ




Осипцова Ж.П.

Заведующий экономико-аналитическим отделом аппарата

Московской городской организации Профсоюза работников народного

образования и науки РФ, к.ю.н.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ

В последние годы в системе образования Российской Федерации происходят многочисленные и разнонаправленные модернизационные процессы как в вопросах собственно содержания образования, так и в сфере организационно-финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений. Последние нацелены в первую очередь на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Наиболее распространенным и проверенным с точки зрения практики применения способом решения этой задачи является реструктуризация сети образовательных учреждений, которая  осуществляется в том числе в форме реорганизации образовательных учреждений (хотя следует особо отметить, что при проведении начиная с середины 2000-х годов реструктуризации сети образовательных учреждений  в субъектах РФ было ликвидировано большое количество сельских образовательных учреждений).

Учитывая, что процесс реорганизации образовательных учреждений различных типов с разной степенью интенсивности и масштабов продолжается в регионах, о чем также свидетельствуют и происходящие в городе Москве в последние два года события1, эта тема является весьма актуальной.

Такие важность и актуальность темы реорганизации для системы образования следует также рассматривать не только с точки зрения соблюдения гражданского законодательства, регулирующего порядок реорганизации юридических лиц, но и с позиции обеспечения выполнения реорганизуемыми юридическими лицами - образовательными учреждениями, которые являются работодателями, состоящими в трудовых отношениях с работниками, положений  трудового законодательства.  

Участниками отношений в ходе проведения реорганизации образовательных учреждений выступают работодатель, работники и представительный орган работников –  выборный орган первичной профсоюзной организации (профком), который имеет полномочия по представительству и защите трудовых прав работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».   

Таким образом, в данной статье рассматриваются вопросы о необходимых и правомерных действиях работодателя, работников и профкома на трех этапах проведения реорганизации образовательного учреждения: принятие решения и информирование о реорганизации, продолжение деятельности реорганизуемых учреждений и завершение реорганизации образовательных учреждений, а также в приложении приводится примерный перечень организационно-распорядительных и иных документов, оформляемых работодателями и работниками при реорганизации образовательных учреждений.      

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством РФ, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

Особенности реорганизации автономного учреждения установлены в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

В соответствии с пунктом 19 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г.  № 196)  общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с этим согласно пункту 82 указанного Типового положения при ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

Пунктом 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом  Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562, зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный  № 22946) предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г.  № 71)  высшее учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных высших учебных заведений принимается Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация государственных вузов, управление которыми осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минобрнауки России. Муниципальные вузы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) реорганизация образовательного учреждения как юридического лица может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение (всего предусмотрено пять форм реорганизации, в том числе форма преобразования, которая в силу особенностей правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений к ним неприменима).

Поскольку реорганизуется образовательное учреждение как юридическое лицо, которое выступает работодателем в трудовых отношениях с работниками, то сначала речь пойдет о действиях работодателя на обозначенных выше этапах реорганизации. 

 

ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Этап принятия решения и информирования о реорганизации образовательного учреждения

Решение о реорганизации государственных (муниципальных) образовательных учреждений принимает учредитель (уполномоченный им орган) в соответствии с его компетенцией, которая предусматривается в соответствующих нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти конкретного субъекта РФ или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных образовательных учреждений)2.

В соответствии с принятым решением учредителя о реорганизации образовательных учреждений работодатель (каждое реорганизуемое образовательное учреждение) издает приказ о мероприятиях в связи с реорганизацией образовательного учреждения (ОУ), в соответствии с которым:

обеспечивает информирование работников о предстоящей реорганизации ОУ (письменное уведомление о предстоящей реорганизации под роспись);

обеспечивает информирование профкома о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией) ОУ;

определяет порядок взаимодействия с профкомом по социально-трудовым вопросам, связанным с проведением реорганизации ОУ.

Этап продолжения деятельности реорганизуемых ОУ

В  соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (эта дата рассматривается как день окончания реорганизации в форме присоединения).

До внесения записи в ЕГРЮЛ образовательные учреждения, которые участвуют в реорганизации, несут права и обязанности по своим обязательствам самостоятельно, в том числе после вынесения решения о реорганизации.

Образовательные учреждения продолжают вести свою уставную (образовательную) деятельность, в том числе начислять заработную плату работникам, в обычном порядке с учетом осуществления необходимых действий, связанных с реорганизацией ОУ как юридических лиц.

При возникновении объективных оснований работодатель может инициировать изменение условий трудового договора с работником, но с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 74 ТК РФ.

В ходе проведения реорганизации трудовой договор с работником может быть прекращен (расторгнут):

по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 ТК РФ) (расторжение в срок, определяемый соглашением сторон; выходное пособие не выплачивается, если иное не предусмотрено трудовым договором или коллективным договором);

в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части 1 статьи 77 ТК РФ) (выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка, если более высокий размер  не предусмотрен трудовым договором или коллективным договором);

по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка увольнения.

Этап завершения реорганизации ОУ

Учитывая, что при реорганизации для работников реорганизуемых ОУ, сохраняющих трудовые отношения, изменяется работодатель, т.е. место работы, которое в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ является обязательным условием трудового договора, то такое изменение необходимо оформить дополнительным соглашением к трудовому договору с работником, в котором зафиксировать, что стороной трудового договора и местом работы работника с определенной даты является соответствующее реорганизованное ОУ. При этом необходимо также издать приказ по реорганизованному ОУ о том, что работники соответствующего ОУ с определенной даты являются работниками этого ОУ (приказ о «переходе» работников из одного образовательного учреждения в другое  -  для кадрового и бухгалтерского делопроизводства).     

При сохранении трудовых отношений с работником после завершения реорганизации работодатель при изменении наименования ОУ вносит в трудовую книжку работника соответствующую запись об изменении наименования работодателя (пункт. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек) в связи с его реорганизацией.

После завершения реорганизации образовательных учреждений, которое юридически оформляется при государственной регистрации записью в ЕГРЮЛ о  вновь возникшем юридическом лице либо записью о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, реорганизованное ОУ при наличии объективных оснований (изменения в осуществлении образовательного процесса учреждения; изменение организационных или технологических условий труда; и др.) может осуществить мероприятия, связанные с:

сокращением численности или штата  работников ОУ (статьи 81 - 82, 179 - 180 ТК РФ);

изменением условий трудового договора без изменения трудовой функции работника (статья 74 ТК РФ);

переводом работников на другую работу (статья 72.1 ТК РФ).

В этой связи работодатель вправе в установленном трудовым законодательством порядке расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи сокращением численности или штата работников).

Кроме того, при осуществлении мероприятий, связанных с изменением условий трудового договора без изменения трудовой функции работника, трудовой договор может быть прекращен в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ).

В данном случае работодателем должны быть соблюдены следующие обязательные требования (статья 74 ТК РФ):

работник должен быть уведомлен о предстоящих изменениях и причинах таких изменений в письменной форме не позднее чем за два месяца;

при несогласии работника работать в новых условиях ему предлагается в письменной форме другая имеющаяся работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

При этом работнику должны быть предложены все отвечающие этим требованиям вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности (вакансии в других местностях предлагаются, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 ТК РФ.

ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ

На этапе принятия решения и информирования о реорганизации ОУ работники знакомятся под роспись с уведомлением о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией) образовательного учреждения и правовых последствиях, связанных с реорганизацией ОУ.

Уведомление работодателя должно содержать информацию:

о сроках проведения реорганизации;

о праве работника на сохранение трудовых отношений с образовательным учреждением в ходе его  реорганизации, а также после завершения реорганизации (часть 5 статьи 75 ТК РФ);

о праве работника отказаться от продолжения работы в реорганизованном ОУ.

Этап продолжения деятельности реорганизуемых ОУ

В соответствии с частью 5 статьи  75 ТК РФ реорганизация в любой форме не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, и работники продолжают работать на тех же условиях, которые предусмотрены заключенными с ними работодателем трудовыми договорами.

В случае инициирования работодателем изменения условий трудового договора без изменения трудовой функции работники осуществляют защиту своих трудовых прав самостоятельно и с участием профкома.

Положения статьи 75 ТК РФ носят гарантийный характер и направлены на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т.е. на сохранение трудовых отношений.

В ходе проведения реорганизации работник вправе:

расторгнуть трудовой договор по собственному желанию (статья 80 ТК РФ) (предупреждение работодателя не позднее чем за две недели; выходное пособие не выплачивается);

инициировать расторжение трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 ТК РФ) (расторжение в срок, определяемый соглашением сторон; выходное пособие не выплачивается).

В случае инициирования работодателем в ходе реорганизации ОУ изменения условий трудового договора работник вправе отказаться от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ  с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка – часть 3 статьи 178 ТК РФ).

Примечание. Трудовым договором или коллективным договором могут быть предусмотрены другие случаи выплаты выходных пособий, помимо предусмотренных  в части 3 статьи 178 ТК РФ, а также  устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Этап завершения реорганизации ОУ

При нежелании работника продолжать работу в реорганизованном ОУ  трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом  6 части 1 статьи 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией образовательного учреждения (выходное пособие не выплачивается, если иное не предусмотрено трудовым договором или коллективным договором). 

Работники, не отказавшиеся от продолжения работы в реорганизованном ОУ, продолжают работать с сохранением всех трудовых прав. При необходимости изменение условий трудовых договоров с работниками реорганизованных ОУ осуществляется работодателем с обязательным соблюдением требований трудового законодательства (письменное предупреждение не менее чем за два месяца и др.).   

При осуществлении работодателем после завершения реорганизации ОУ мероприятий, связанных с сокращением численности или штата  работников ОУ, а также с изменением условий трудового договора без изменения трудовой функции работника, работник имеет право:

знакомиться под роспись со всеми организационно-распорядительными и  иными документами, которые должен составлять и оформлять работодатель для обеспечения соблюдения установленных трудовым законодательством требований;

принимать самостоятельно решения по каждому действию и решению работодателя в рамках проводимых им мероприятий;

на представительство и защиту своих интересов и трудовых прав профкомом (член профсоюза или уполномочивший в установленном порядке первичную профсоюзную организацию работник, не являющийся членом профсоюза) (на основании трудового законодательства, а также с учетом положений отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров);

на защиту своих трудовых прав в форме обжалования действий и решений работодателя в:

органы по рассмотрению трудовых споров (комиссия по трудовым спорам образовательного учреждения, суд);

органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных  нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (федеральная инспекция труда, прокуратура);

органы, осуществляющие ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства   и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (соответствующий орган исполнительной власти и орган местного самоуправления, в ведении которого находится ОУ).

ДЕЙСТВИЯ ПРОФКОМА

На этапе приятия решения и информирования о реорганизации ОУ профком взаимодействует с работодателем по  социально-трудовым вопросам, связанным с проведением реорганизации ОУ.

В соответствии с трудовым законодательством профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя по:

обеспечению информирования работников о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией) ОУ;

по соблюдению трудовых прав работников на этапе принятия решения и информирования о реорганизации ОУ (содержание уведомления и др.), основываясь на положениях ТК РФ, отраслевых и иных соглашений, коллективного договора.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 53 ТК РФ профком имеет право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации ОУ.

Этап продолжения деятельности реорганизуемых ОУ

Профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя по социально-трудовым вопросам в ходе проведения мероприятий по реорганизации ОУ.

При этом особое внимание профком должен уделить случаям, когда работодатель инициирует изменение условий трудового договора с работниками, в целях обеспечения соблюдения требований трудового законодательства по вопросу об изменении определенных сторонами условий трудового договора (предусмотрены в статье 74 ТК РФ).

Профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя, связанными с прекращением трудовых отношений с работниками, обращая особое внимание на правильность и обоснованность применения соответствующего основания для расторжения трудового  договора (по инициативе работника, по инициативе работодателя и др.).

Этап завершения реорганизации ОУ

При осуществлении мероприятий, связанных с сокращением численности или штата работников ОУ после проведения реорганизации, профком принимает обязательное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (статьи 82, 373 ТК РФ, а также применяются соответствующие положения отраслевых и иных соглашений, коллективного договора).

Профком осуществляет контроль за соблюдением установленного трудовым законодательством:

порядка расторжения трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи сокращением численности или штата работников);

порядка прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 7 части  1 статьи  77 ТК РФ;

порядка перевода работников на другую работу (статья 72.1 ТК РФ).

Профком обеспечивает защиту трудовых прав работников при проведении работодателем соответствующих мероприятий после реорганизации ОУ в различных формах (учет мотивированного мнения профкома; требование об устранении нарушений трудового законодательства; требование о привлечении к ответственности виновных в нарушении трудовых прав работников должностных лиц и др.).

Приложение

Примерный перечень организационно-распорядительных и иных

документов, оформляемых работодателями и работниками

при реорганизации образовательных учреждений

Этап приятия решения и информирования о реорганизации образовательных учреждений:

- приказ о мероприятиях в связи с реорганизацией образовательного учреждения (в соответствии с принятым решением учредителя о реорганизации);

- письменное уведомление работников персонально под роспись о предстоящей реорганизации;

- письменное информирование профкома о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией).  

Этап продолжения деятельности реорганизуемых образовательных учреждений:

- приказы по изменению условий трудового договора с работниками (при необходимости);

- письменное уведомление персонально под роспись об изменении условий трудового договора с работниками (при необходимости);

- дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками об изменении условий трудового договора;

- заявления работников об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией;

- приказы о расторжении трудового договора с работниками по соответствующим основаниям;

- внесение соответствующих записей в трудовые книжки работников и личные карточки работников.

Этап завершения реорганизации образовательных учреждений:

 - дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, не отказавшимися  от продолжения работы в связи с реорганизацией, об изменении места работы и стороны трудового договора;

- приказ о «переходе» работников из одного образовательного учреждения в другое (для кадрового и бухгалтерского делопроизводства);

- приказы по изменению условий трудового договора с работниками (при необходимости);

- письменное уведомление персонально под роспись об изменении условий трудового договора с работниками (при необходимости);

- дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками об изменении условий трудового договора;

- приказы о расторжении трудового договора с работниками по соответствующим основаниям;

- внесение соответствующих записей в трудовые книжки работников и личные карточки работников.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2010 г. № 1075-ПП утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы (далее – Порядок).

В соответствии с разделом 3 указанного Порядка (пункт 3.1) решение о реорганизации государственного учреждения города Москвы принимается Правительством Москвы в форме распоряжения Правительства Москвы в следующих случаях:

реорганизации государственного учреждения города Москвы в форме разделения или выделения;

создания в результате реорганизации государственного казенного учреждения города Москвы;

изменения подведомственности созданного в результате реорганизации государственного учреждения города Москвы;

иных случаях, когда в результате реорганизации государственного учреждения города Москвы (государственных учреждений города Москвы) возникает необходимость дополнительного бюджетного финансирования вновь создаваемых государственных учреждений города Москвы.

Решение о реорганизации государственного учреждения города Москвы принимается органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия учредителя реорганизуемого государственного учреждения (в сфере образования – Департамент образования города Москвы), в форме правового акта соответствующего органа, изданного по согласованию с курирующим заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, в случаях (пункт 3.2):

реорганизации государственного учреждения города Москвы в форме слияния, присоединения;

в иных случаях, не указанных в пункте 3.1 Порядка.

При этом установлено, что распоряжение Правительства Москвы либо правовой  акт органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о реорганизации государственного учреждения города Москвы) должно (должен) содержать следующую информацию (пункт 3.3 Порядка):

наименование реорганизуемого государственного учреждения города Москвы (государственных учреждений города Москвы, участвующих в процессе реорганизации) с указанием типов государственных учреждений;

форму реорганизации государственного учреждения города Москвы;

полное и сокращенное наименование государственного учреждения города Москвы (государственных учреждений города Москвы) после завершения процесса реорганизации;

наименование органа (органов) исполнительной власти города Москвы, осуществляющего (осуществляющих) функции и полномочия учредителя (учредителей) созданного (созданных) в результате реорганизации государственного учреждения города Москвы (государственных учреждений города Москвы);

информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности государственных учреждений города Москвы;

информацию об изменении (сохранении) штатной численности и фонда оплаты труда государственного учреждения города Москвы (для казенных учреждений);

информацию об использовании недвижимого имущества, закрепленного за реорганизуемым государственным учреждением города Москвы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте образования города Москвы» Департамент образования города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему окружные управления образования (установленная сфера деятельности Департамента -  функции по разработке и реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование и удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города Москвы, а также организация и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования).

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы Департамент принимает в том числе решения:

о реорганизации и ликвидации государственных учреждений в установленной сфере деятельности в случаях и порядке, установленных правовыми актами города Москвы (подпункт 4.2.17);

о передаче отдельных функций и полномочий учредителя государственного учреждения окружным управлениям образования (подпункт 4.2.18).

Окружные управления образования в соответствии с утвержденными распоряжениями Департамента положениями о них вносят в установленном порядке на рассмотрение Департамента предложения (представления) по вопросу о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации, а также о переименовании подведомственных государственных учреждений.

Кроме того, следует иметь в виду, что на официальном сайте Департамента (http://www.educom.ru) размещается актуальная информация о реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений, в том числе по каждому административному округу.

При этом особо отмечается (далее дословно приводится информация, выделенная курсивом, которая содержится на сайте в разделе «Официальная информация» с датой размещения 03.07.2012 г.), что «рассмотрение Департаментом вопросов о реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений предусматривает ряд принципиальных критериев. Одним из важнейших критериев является обоюдное желание коллективов педагогов и родителей, а также аргументированное обоснование подобного решения со стороны администрации учреждений и понимание коллективами ожидаемых позитивных изменений. Кроме того, обязательным является открытое обсуждение вопроса реорганизации на официальных сайтах реорганизуемых образовательных учреждений.

Таким образом, рассмотрение Департаментом вопроса о реорганизации (слияние, присоединение) государственных бюджетных образовательных учреждений возможно при обращении данных образовательных учреждений в Департамент или окружное управление образования Департамента с учетом позиции по данному решению родительской и педагогической общественности и Управляющих советов учреждений.

В случае если необходимые документы для оформления нормативно-правового акта о реорганизации поступили в Департамент образования города Москвы, то процедура оформления нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с представленными решениями Управляющих Советов реорганизуемых государственных образовательных учреждений.

Одновременно сообщаем, что Управляющий Совет является органом самоуправления образовательного учреждения, уполномоченным принимать решения от имени участников образовательного процесса.

Департамент образования города Москвы считает крайне важным учитывать решения, принятые Управляющим Советом учреждения. В случае несогласия с принятым Управляющим Советом решением, а также в целях получения достоверной информации, предлагаем обратиться в администрацию и к председателю Управляющего совета Вашего учреждения по интересующему Вас вопросу».

Следовательно, решение о реорганизации государственных образовательных учреждений в форме слияния или присоединения принимается Департаментом с учетом целого ряда условий, которые должны соблюдаться как образовательными учреждениями, так и окружными органами управления образованием, а также самим Департаментом исходя из предложенного им дополнительного механизма общественного участия в решении вопросов реорганизации образовательных учреждений.  


Здесь можно скачать документ в формате Word





КОММЕНТАРИЙ

к главе 15  «Заключительные положения» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Исходя из понимания того, что по мере детального изучения текста нового закона об образовании – Федерального  закона от 29 декабря  2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – объективно возникнет необходимость в разъяснениях и комментариях к его положениям прежде всего для целей обеспечения их адекватного и правильного применения, представляется целесообразным первоначально понять, в каком порядке будет вступать в силу новый закон и какие изменения в нормативно-правовой базе в сфере образования в связи с этим последуют.

Указанные вопросы содержатся в главе 15 «Заключительные положения» (статьи 108 - 111) и рассматриваются подробно в настоящем комментарии.

Порядок вступления федерального закона в силу

Федеральный закон от 29декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании № 273-ФЗ) вступает в силу в основном с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных его положений (части 1, 2, 3 статьи 111):

с 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 ФЗ об образовании № 273-ФЗ, которые устанавливают полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов  в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (комментарий см. далее);

- со дня официального опубликования ФЗ об образовании № 273-ФЗ, т.е. с 30 декабря 2012 г., вступила в силу часть 6 статьи 108, которая предусматривает, что при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

В настоящее время типология образовательных учреждений определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании», в том числе типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений1.

Понятие «организационно-правовая форма» относится к области гражданского законодательства, которым предусматривается обязательное правило о том, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ). При этом наименования некоммерческих организаций, к которым относятся все образовательные организации, должны также содержать указание на характер деятельности юридического лица. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций устанавливаются как в Гражданском кодексе РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ  (часть первая), так и в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ о НКО).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ о НКО некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в том числе в форме некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В свою очередь, учреждения подразделяются на частные, государственные (созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации) и муниципальные (созданные муниципальным образованием).

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные, т.е. государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением, правовой статус которых устанавливается законодательно и имеет свои особенности и отличия, в первую очередь в части финансово-экономических и управленческих вопросов. При этом согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ о НКО наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (на практике, как правило, тип государственного или муниципального учреждения указывается в его наименовании).

Таким образом, при переименовании образовательных учреждений (государственных, муниципальных, частных) и других форм образовательных организаций (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.) в новом наименовании должно быть указание на их тип в соответствии с установленной типологией образовательных учреждений (образовательных организаций) и организационно-правовую форму в соответствии с законодательством  о некоммерческих организациях2.

Кроме того, частью 4 статьи 111 ФЗ об образовании № 273-ФЗ установлено, что со дня официального опубликования данного закона (с 30 декабря 2012 г.) прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без проведения конкурса, как это предусмотрено в настоящее время пунктом 3 статьи 5, пунктом 3 статьи 16  Закона РФ «Об образовании».

Вместе с тем предусмотрено два исключения из этого правила, согласно которым:

при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в соответствии с порядком приема, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России);

в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

Порядок применения нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ

Частями 5 и 6 статьи 111 ФЗ об образовании № 273-ФЗ установлен порядок применения нормативных правовых актов различных видов и уровней, которые регулируют в настоящее время отношения в сфере образования.

Так, предусмотрено, что со дня вступления в силу данного закона нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые регулируют отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат ФЗ об образовании № 273-ФЗ или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ (к ним относятся нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти).

Кроме того, определено, что  изданные до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с этим законом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Таким образом, установлены правила применения действующих в настоящее время нормативных правовых актов, которые, во-первых, могут применяться только в части, не противоречащей ФЗ об образовании № 273-ФЗ или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ, и, во-вторых, могут действовать только до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов, поскольку определенные вопросы могут регулироваться только федеральными законами.

При этом следует также учитывать, что в связи с принятием и вступлением в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ:

- признаются не действующими на территории Российской Федерации отдельные законодательные акты Союза ССР (статья 109, всего 11 пунктов);

- признаются утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации (статья 110, всего 104 пункта).

Что касается иных нормативных правовых актов, то планируется принятие соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, разработанных в целях реализации ФЗ об образовании № 273-ФЗ, общественное обсуждение которых в настоящее время идет на официальном сайте Минобрнауки России, в том числе проект указа Президента РФ об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ, проекты постановлений Правительства РФ о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ, проекты приказов Минобрнауки России3.

Переходные положения

ФЗ об образовании № 273-ФЗ предусматривает определенные положения переходного характера, которые имеют важное значение для обеспечения преемственности и постепенного (плавного) перехода к новым правилам регулирования отношений в сфере образования (статья 108).

Первое. Определяется порядок приравнивания образовательных уровней (образовательных цензов), установленных в Российской Федерации до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ,  к уровням образования, установленным ФЗ об образовании № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 108):

Образовательные уровни (образовательные цензы)(установлены Законом РФ «Об образовании»)Уровни образования (8)(установлены ФЗ об образовании № 273-ФЗ)среднее (полное) общее образование= среднее общее образованиеначальное профессиональное образование= среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)среднее профессиональное образование= среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звенавысшее профессиональное образование - бакалавриат= высшее образование - бакалавриат;высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура= высшее образование - специалитет или магистратурапослевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре)= высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)послевузовское профессиональное образование в ординатуре= высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатурыпослевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки= высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Второе. Определяется тождество наименований образовательных программ, реализующихся в Российской Федерации до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ, образовательным программам, предусмотренным ФЗ об образовании № 273-ФЗ (ч. 2 ст. 108):

Наименованиеобразовательных программ(Закон РФ «Об образовании»)Наименованиеобразовательных программ (16)(ФЗ об образовании № 273-ФЗ)основные общеобразовательные программы дошкольного образования= образовательные программы дошкольного образованияосновные общеобразовательные программы начального общего образования= образовательные программы начального общего образованияосновные общеобразовательные программы основного общего образования= образовательные программы основного общего образованияосновные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования= образовательные программы среднего общего образованияосновные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования= программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования= программы подготовки специалистов среднего звенаосновные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата)= программы бакалавриатаосновные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов)= программы подготовки специалистовосновные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры)= программы магистратурыосновные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре)= программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре= программы ординатурыосновные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки= программы ассистентуры-стажировкиобразовательные программы профессиональной подготовки= программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащихдополнительные общеобразовательные программы= дополнительные общеобразовательные программыдополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств= дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусствдополнительные профессиональные образовательные программы= дополнительные профессиональные программы

Согласно ч. 3 ст. 108 обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным ФЗ об образовании № 273-ФЗ (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре, по которым предусмотрено особое регулирование в ч. 4 ст. 108), до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным ФЗ об образовании № 273-ФЗ в соответствии с ч. 2 ст. 108. При этом на указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным ФЗ об образовании № 273-ФЗ.

Третье. Установлены правила по изменению наименований образовательных учреждений и уставов образовательных учреждений с целью приведения их в соответствие с ФЗ об образовании № 273-ФЗ (ч.ч. 5 и 6 ст. 108).

Начиная с 1 сентября 2013 г. и не позднее 1 января 2016 г. должна быть осуществлена по сути широкомасштабная, но проводимая в плановом и ситуационном режиме без «компанейщины», организационно-правовая работа, в результате которой наименования и уставы образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с положениями принятого закона с учетом следующих требований по переименованию образовательных учреждений:

Действующие наименованияНовые наименованияспециальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровьяобщеобразовательные организацииобразовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образованияпрофессиональные образовательные организацииобразовательные учреждения высшего профессионального образованияобразовательные организации высшего образованияобразовательные учреждения дополнительного образования детейорганизации дополнительного образованияобразовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистоворганизации дополнительного профессионального образованияспециальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программыобщеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образованияпрофессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»

Вместе с тем при проведении этих мероприятий необходимо учитывать прежде всего положения статей 23, 24 и 25 ФЗ об образовании № 273-ФЗ, которые регламентируют вопросы определения типов образовательных организаций,   категорий образовательных организаций высшего образования, содержания устава образовательной организации.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 23  наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации4. Напомним, что по сути данная норма уже должна применяться  с 30 декабря 2012 г. согласно ч. 6 ст. 108, которая предусматривает, что при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

Наряду с этим в ч. 6 ст. 23 установлено, что в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Учитывая, что в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», при установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации должно включаться указание на установленную категорию (ч. 2 ст. 24).

Четвертое. Установлен порядок действия лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (ч.ч. 7, 8, 9 ст. 108).

Предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение), продолжают осуществлять образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, которые были выданы им до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ.

Учитывая, что ФЗ об образовании № 273-ФЗ не предусматривает утверждение федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований применительно к реализации дополнительных образовательных программ, включая дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки  (ст. ст. 11, 92), то свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ. 

Кроме того, определено, что до 1 января 2016 года должны быть переоформлены ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации  в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с ФЗ об образовании № 273-ФЗ.

Что касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, то они должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 91 и ч. 5 ст. 32  ФЗ об образовании № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны иметь и представлять информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников (ч. 10 ст. 108).

Пятое. В целях обеспечения гарантий трудовых прав работников установлено, что с 1 сентября 2013 г. в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования должны быть включены  размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ, с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней (ч. 11 ст. 108). 

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 5 ст. 30) в настоящее время предусматривает, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

сорока процентов за должность доцента;

шестидесяти процентов за должность профессора;

3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

7000 рублей за ученую степень доктора наук.

Таким образом, указанные надбавки должны быть включены в размеры окладов (должностных окладов) работников, занимающих должности научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, квалификационные характеристики по которым предусматривают в части требований к квалификации наличие ученой степени кандидата (доктора) наук5. Так, по должностям профессорско-преподавательского состава доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) квалификационными характеристиками в числе обязательных требований к квалификации предусмотрено наличие ученой степени кандидата (доктора) наук и (или) ученого звания.

Шестое. Частью 11 статьи 108 также предусмотрено,  что в установленные на день вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

При применении данной нормы следует учитывать, что с 1 сентября 2013 г.:

законодательно на федеральном уровне уже не предусмотрена такая мера социальной поддержки педагогических работников как выплата ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, т.е. данная выплата будет отменена;

данные выплаты педагогическим работникам в размерах, установленных в порядке, определенном п. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (150  и 100 руб. в федеральных образовательных учреждениях и, как правило, 100 руб. в государственных субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждениях), должны быть включены в оклады (должностные  оклады), а также, по нашему мнению, в ставки заработной платы по определенным категориям должностей педагогических работников, оплата труда по которым осуществляется на основе ставок заработной платы, которые установлены по состоянию на 31 декабря 2012 г.   

Седьмое.  Частью 12 статьи 108 установлено, что положения части 3 статьи 88 ФЗ об образовании № 273-ФЗ не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ об образовании № 273-ФЗ.

В статье 88 ФЗ об образовании № 273-ФЗ определяются особенности реализации образовательных программ в области искусств. Часть 3 статьи 88 предусматривает, что дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. При этом дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

Следовательно, применительно к правовому регулированию образовательных отношений в сфере реализации по существу дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, возникших до 1 сентября 2013 г., не должны применяться требования, установленные в части 3 статьи 88  ФЗ об образовании № 273-ФЗ.  

Восьмое. В части 13 статьи 108 определены положения переходного характера в части осуществления определенных полномочий в сфере образования  органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения, прежде всего полномочий в части обеспечения гарантий и организации предоставления дошкольного и общего образования.

Так, установлено, что до 1 января 2014 года:

органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Сравнительный анализ правовых норм, определяющих компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части обеспечения гарантий и организации предоставления дошкольного и общего образования, предусмотренных в Законе РФ «Об образовании», которые действуют до 1 сентября 2013 года, в  ФЗ об образовании № 273-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2013 года и в ФЗ об образовании № 273-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2014 года, позволяет сделать определенные общие выводы.

1. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части обеспечения гарантий и организации предоставлении дошкольного и общего образования разграничиваются более четко и конкретно, в особенности начиная с 1 января 2014 г.

2. С 1 сентября 2013 г. и до 1 января 2014 г. установлен переходный период, в течение которого сохраняется действующий порядок  обеспечения гарантий и организации предоставлении дошкольного и общего образования в общеобразовательных организациях.

3. С 1 января 2014 года нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8  ФЗ об образовании № 273-ФЗ, будут определяться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с установленным в законодательных актах субъектов РФ порядком разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования, т.е. нормативы могут быть утверждены не законом, а другим нормативным правовым актом (к примеру, нормативным правовым актом государственного органа исполнительной власти субъекта РФ).

4. С 1 января 2014 года полномочия субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ будут реализовываться с учетом положений, предусмотренных в ч. 2 ст. 99 ФЗ об образовании № 723-ФЗ, т.е. нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 данного федерального закона, и  нормативные затраты  на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования  будут определяться  по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено данной статьей (исключение – малокомплектные образовательные организации и образовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах и реализующие основные общеобразовательные программы).

5. Особого внимания требует разъяснение позиции о том, что с 1 сентября 2013 г. и до 1 января 2014 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов реализуют полномочие по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях за счет средств местных бюджетов (особенности применения п. 1 ч. 1 ст. 9 с учетом системного толкования норм, в том числе подп. «а» п. 2 ч. 13 ст. 108 ФЗ об образовании № 723-ФЗ).

Подготовлено заведующим экономико-аналитического отдела аппарата Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Ж.П. Осипцовой.

1 При этом следует иметь в виду, что в связи с принятием нового закона и изменением подходов к регулированию вопросов определения типологии и видовой дифференциации образовательных учреждений все ранее утвержденные типовые положения будут признаны утратившими силу (с нашей точки зрения, такой подход представляется необоснованным  и неоправданным по целому ряду позиций. - Примеч. автора).

2 Например, наименование образовательной организации, созданной субъектом РФ (город Москва), реализующей основные общеобразовательные программы, предельно кратко с учетом основных требований и без указания дополнительной информации, которая может включаться в наименование в соответствии с  ч. 6 ст. 23 ФЗ об образовании № 273-ФЗ, может звучать следующим образом: «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы».

3 Приказом Минобрнауки России от 6 сентября 2012 г. № 690 утвержден план разработки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимых для реализации  Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации».

4 Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ФЗ об образовании № 273-ФЗ устанавливается четыре типа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, - дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования, а также два типа образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, -   организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования.

5 См. приказ Министерства здравоохранения и социального  развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». Зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237; опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2011 г. № 101, вступил в силу с 24 мая  2011 г.


Здесь можно скачать документ в формате Word





Посмотреть и скачать документ О наименовании образовательных учреждений в формате PDF





Посмотреть и скачать документ В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений в формате PDF





ИЗ ОБЗОРА ПРЕССЫ

с 20 августа по 23 августа 2013 года

(Источник: сайт Общероссийского Профсоюза образования 

http://www.ed-union.ru/)

21/08/2013Источник: РИА НовостиАвтор: Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА НовостиСсылка: http://ria.ru/society/20130821/957630709.htmlРожков: мифы о законе "Об образовании" до сих пор не развенчаныС 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.С 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Для его реализации должно быть принято более 100 подзаконных актов федерального уровня. Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.- Артемий Игоревич, какие изменения произойдут в системе образования в связи с принятием нового закона?-  Их много, сложно коротко рассказать обо всех. Так, существенные изменения касаются уровней образования.В новом законе больше нет понятия начального профессионального образования - рабочих и служащих будут готовить по программам среднего профессионального образования.Уровнем образования стало дошкольное образование, и содержание данного уровня образования должно регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, который сейчас активно обсуждается. А с 1 января 2014 года детские сады будут финансироваться как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект федерации, на содержание зданий и коммунальные платежи – муниципалитет.
Уровнем образования становится и аспирантура, учеба в ней рассматривается шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации. А сама процедура присуждения ученых степеней регулируется федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Новый закон регулирует достижения, появившиеся за последние 20 лет: сетевую форму обучения, кредитно-модульную систему и прочее.
- Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки Россиии проводит в связи с новым законом серию семинаров. Какова их цель?- Основная цель – разъяснить коллегам, что именно меняет закон в их деятельности. Кроме того, часто приходится заниматься развенчанием мифов о законе – они до сих пор есть. Приходится разъяснять, что он не вводит платное образование, не снижает количества бесплатных услуг, даже наоборот – впервые вводит общедоступный прием в организации среднего профессионального образования, норму, которая была закреплена в Конституции РФ, но реально не выполнялась.Мы помогаем руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений начать работать по новому закону. У них возникают вопросы, касающиеся правового статуса образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации, уставов, локальных актов… На семинарах мы рассказываем об основных новациях, отвечаем на вопросы. Важным итогом семинаров является для нас получение интересных вопросов. Порой на некоторые из них ответить сложно, приходится специально еще раз посмотреть нормы нового закона и других, связанных с данным законом и подзаконными актами, чтобы дать компетентный ответ. Желающие могут проконсультироваться с нами онлайн через наш информационный портал "Реализация федерального закона "Об образовании в РФ" (http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/). Посещают наши семинары в основном руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ, детских садов и техникумов. На каждом присутствует от 100 до 500 человек. Только на август запланировано 26 семинаров, некоторые уже прошли - в Самаре, Оренбурге, Томске, Кемерово, Грозном, Махачкале и других регионах. Участие в семинарах для региональных коллег бесплатно. Проект финансируется Минобрнауки России. Мы завершаем разработку образовательных модулей - для работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования, по каждому модулю будут подготовлены учебные пособия, а в следующем году обучены региональные тьюторы.НИУ ВШЭ принимала участие в работе над законом, оказывала экспертную помощь Минобрнауки, мы сотрудничаем и с юристами в сфере образования из регионов, которые знают о вопросах реализации закона, что называется, "с земли".- Какие новации вызывают больше всего вопросов?- Много вопросов связано с экстернатом. Окончательно установлено, что экстернат - это не форма образования, а форма прохождения государственной итоговой аттестации для лиц, получающих образование в семье, самостоятельно или в организации, не имеющей государственной аккредитации. Причем согласно новому закону те, кто получает таким образом основное общее или среднее общее образование, имеют право пройти аттестацию бесплатно. Раньше статус экстернов был не определен, и новая ситуация вызывает вопросы. Мы объясняем, что по новому закону для экстернов не нужны никакие особые программы. Просто если родители ребенка, допустим, воспользовались правом на семейное обучение, он может прийти в школу, сдать экзамены и получить в итоге аттестат об общем образовании соответствующего уровня.
Есть более частные вопросы - например, учреждение среднего профессионального образования реализует помимо прочих программу общего среднего образования. Как ее лицензировать? Мы помогаем с разъяснением подобных процедур.Пока приходится работать в сложной ситуации. Большое количество подзаконных нормативных актов еще не принято. Поэтому на целый ряд вопросов приходится отвечать, используя положения, содержащиеся в проектах подзаконных актов, разрабатываемых Минобрнауки России.

Позиция Общероссийского Профсоюза образования

может не совпадать с точкой зрения

авторов публикуемых материалов.

Пресс-служба Профсоюза


Здесь можно скачать документ в формате Word






Посмотреть Публикации экспертов