.
20 июня 2001 года N 25
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46,
от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91,
от 15.06.2005 N 23, 08.11.2006 N 55,
от 22.04.2009 N 8, от 14.07.2010 N 36,
от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
2. Образовательные учреждения и организации - государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
3. Государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) - образовательные учреждения, созданные городом Москвой и (или) находящиеся в ведении города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
3.1. Муниципальные образовательные учреждения - образовательные учреждения, созданные внутригородскими муниципальными образованиями - городскими округами Троицк и Щербинка (далее - городские округа).
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
4. Исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.
4. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в сфере образования и полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования), а также подведомственные указанному органу окружные управления (далее - окружные управления уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования).
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
4.1. Органы местного самоуправления городских округов - органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, определенные частью 3 статьи 10 настоящего Закона, и отдельные государственные полномочия, передаваемые в установленном федеральным законодательством порядке.
(часть 4.1 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
4.2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, - органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов.
(часть 4.2 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
5. Система образования города Москвы (далее - система образования) является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:
1) преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
2) сети реализующих их образовательных учреждений и организаций;
3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
6. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 04.07.2012 N 35.
7. Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.
Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования
1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления городских округов.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;
2) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы;
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
6) обновление и развитие системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфраструктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;
8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений;
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
11) поддержка негосударственных образовательных организаций;
12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
4. Деятельность органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления городских округов по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
1) обеспечение многоканальности финансирования образования;
2) льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;
3) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18;
4) поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций.
5. Органы государственной власти города Москвы совместно с органами местного самоуправления городских округов разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская целевая городская программа развития образования.
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Статья 4. Государственные гарантии права жителей города Москвы на получение образования
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
1. Жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Жителям города Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных и муниципальных образовательных стандартов и федеральных государственных и муниципальных требований, если образование данного уровня получается впервые.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
3. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов в пределах установленных полномочий обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки системы образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях следующих типов:
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
1) дошкольных;
2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;
5) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
6) образовательных учреждениях дополнительного образования детей;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
7) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.1. Органы исполнительной власти города Москвы полностью или частично несут расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования, порядок и размеры которой устанавливаются законом города Москвы.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
4. Органы государственной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
5. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.
6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.
Статья 4.1. Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
(в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
(введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
1. Обучающиеся, воспитанники государственных и муниципальных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении во время пребывания (обучения) в данном образовательном учреждении, а при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
2. Обучающиеся, воспитанники государственных и муниципальных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском пассажирском транспорте в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
3. Выпускникам государственных и муниципальных образовательных учреждений - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и нерабочие праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения может предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
4. Выпускники государственных и муниципальных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов. По желанию выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для их приобретения, или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях
1. Обучение и воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.
3. Органы государственной власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.
3. Предельный возраст обучающихся для получения общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения общего образования может быть увеличен.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.
7. При приеме детей в первые классы государственных и муниципальных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и Московского регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
Базисный учебный план утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.
Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию Московского регионального и школьного компонентов.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
3. Московский региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
(в ред. законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.04.2009 N 8)
Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.
4. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, Московского регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
(в ред. законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)
Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников
1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года.
Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:
1) создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;
2) организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;
3) организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
5) обучение и воспитание в области охраны здоровья;
6) повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
7) предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.
4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.
5. Педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 8.1. Дополнительное образование детей
(введена Законом г. Москвы от 15.06.2005 N 23)
1. В целях развития способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечения их занятости и социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других.
2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
3. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;
2) многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
3) непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;
4) психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
5) творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
6) сохранение физического и психического здоровья детей.
4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.
5. В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, иных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций
1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (Московский региональный компонент).
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
3. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.
Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.
К дополнительным образовательным коррекционным услугам относятся психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 10. Полномочия Мэра Москвы, Правительства Москвы, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 22.04.2009 N 8)
1. К полномочиям Мэра Москвы в области образования относятся:
1) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, назначение на должность руководителя органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, утверждение структуры органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) организация деятельности по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования;
4) обеспечение своевременного представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, предусмотренных федеральным законодательством отчетности, документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
(часть 1 введена Законом г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
1.1. К полномочиям Правительства Москвы в области образования относятся:
(в ред. законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.04.2009 N 8)
1) принятие правовых актов города Москвы в области образования в пределах своей компетенции;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
1.1) формирование органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования;
(п. 1.1 введен Законом г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
2) установление порядка создания (за исключением порядка создания высших учебных заведений), реорганизации, изменения типа, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, утверждение перечней государственных образовательных учреждений, тип которых не подлежит изменению;
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
3) установление порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений;
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
4) установление отраслевой системы оплаты труда педагогических и иных работников государственных образовательных учреждений;
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
5) утратил силу. - Закон г. Москвы от 22.04.2009 N 8;
6) установление общего приема и структуры приема на обучение в подведомственные отраслевым органам исполнительной власти города Москвы образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
7) создание (за исключением создания высших учебных заведений) и реорганизация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.04.2009 N 8)
7.1) изменение типа государственных образовательных учреждений, если это не повлечет нарушения конституционного права граждан на получение бесплатного образования;
(п. 7.1 введен Законом г. Москвы от 22.04.2009 N 8; в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
8) ликвидация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, при наличии согласования с Московской городской Думой;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
9) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18;
10) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям и организациям города Москвы в части строительных и санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений;
11) установление льгот обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений и организаций города Москвы, а также видов и норм материального обеспечения указанных категорий граждан;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
12) делегирование исполнительно-распорядительных функций Правительства Москвы в области образования уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в области образования;
(в ред. законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.04.2009 N 8)
13) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы к ведению Правительства Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63)
2. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования относятся:
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
1) разработка Московского регионального компонента государственных образовательных стандартов;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
1.1) закрепление определенной территории за конкретным государственным общеобразовательным учреждением;
(п. 1.1 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
2) разработка и реализация Московской целевой городской программы развития образования;
3) утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений различных типов и видов;
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
4) разработка нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
5) разработка на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, базисных учебных планов, примерных программ курсов, дисциплин;
(п. 5 в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
6) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);
(п. 6 в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
6.1) научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;
(п. 6.1 в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
6.2) организация обеспечения образовательных учреждений и организаций, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
(п. 6.2 введен Законом г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
6.3) установление критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации;
(п. 6.3 введен Законом г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
7) организация издания и (или) приобретения учебной литературы для бесплатного предоставления обучающимся;
8) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и проведение их аттестации;
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
8.1) рассмотрение и согласование предложений органов местного самоуправления городских округов о назначении руководителей муниципальных образовательных учреждений;
(п. 8.1 введен Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
9) осуществление полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
(п. 9 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
9.1) возбуждение дел об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
(п. 9.1 в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с правовыми актами города Москвы к ведению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования.
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.04.2009 N 8)
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти города Москвы;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений;
4) создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории за конкретным муниципальным образовательным учреждением.
(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
4. Органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.
(часть 4 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 11. Московская целевая городская программа развития образования
1. Московская целевая городская программа развития образования устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной политики города Москвы в области образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Москвы, федеральных программ развития образования, анализа состояния и имеющихся ресурсов города Москвы.
2. Московская целевая городская программа развития образования разрабатывается на три года и утверждается в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
Объем финансирования Московской целевой городской программы развития образования утверждается ежегодно при принятии закона города Москвы о бюджете города Москвы.
3. Ответственным за разработку проекта и реализацию Московской целевой городской программы развития образования является уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
4. Концепция Московской целевой городской программы развития образования разрабатывается на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
5. Участниками разработки Московской целевой городской программы развития образования могут быть граждане, юридические лица, общественные объединения. Порядок их участия определяется Положением о разработке Московской целевой городской программы развития образования, утверждаемым Правительством Москвы.
6. Реализация Московской целевой городской программы развития образования обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет иных источников финансирования.
7. Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы отчет о ходе реализации Московской целевой городской программы развития образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Статья 12. Общественные советы по образованию
1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами государственной власти города Москвы в целях:
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
1) обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;
2) обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;
3) привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в городе Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
4) содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;
5) взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.
Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.
3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.
4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.
Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений
1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.
2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.
Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) Положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.
Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
3. Фонд попечителей государственного образовательного учреждения является юридическим лицом, учреждаемым государственным образовательным учреждением в форме некоммерческой организации.
Средства фонда попечителей формируются за счет добровольных пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
4. Попечительский совет и фонд попечителей:
1) содействуют привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;
2) содействуют организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;
3) содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;
4) содействуют совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;
5) осуществляют иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, Положением о попечительском совете и уставом фонда попечителей.
Глава 4. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91,
от 04.07.2012 N 35)
Статья 14. Формы поддержки системы образования органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 04.07.2012 N 35)
1. Органы государственной власти города Москвы оказывают поддержку системе образования в следующих формах:
1) установление тарифов на оплату коммунальных услуг образовательным учреждениям и организациям в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, а также запрета на отключение образовательных учреждений и организаций от потребляемых ими коммунальных услуг;
2) учреждение и выделение работникам образования ежегодных грантов Москвы для поддержки проектов в области образования общегородского значения;
3) обеспечение методической поддержки деятельности работников образования, в том числе поддержки права педагогических работников на предусмотренную федеральным законодательством свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, а также учебных пособий, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций;
4) выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее установленного федеральным законодательством для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов;
5) бесплатное использование работниками образования методических ресурсов и получение консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде обеспечивается городскими методическими службами;
6) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18;
7) учреждение и выделение премий работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";
8) оказание работникам образования материальной помощи за счет накопительных средств органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
9) учреждение и выделение премий обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Положения о грантах Москвы в сфере образования, премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы", премиях обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
3. Органы местного самоуправления городских округов за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального образования на осуществление целевых расходов) вправе осуществлять поддержку деятельности муниципальных образовательных учреждений.
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 15. Меры социальной поддержки и права работников образования
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 18.05.2011 N 18)
1. Органы государственной власти города Москвы рассматривают социальную поддержку работников образования в качестве одной из своих приоритетных задач.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Педагогические и иные работники образовательных учреждений и организаций, имеющих государственную аккредитацию, пользуются правом на меры социальной поддержки, устанавливаемые нормативными правовыми актами города Москвы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или по их желанию на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 04.07.2012 N 35)
4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных органам государственной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере образования, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.04.2009 N 8)
5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Правительством Москвы устанавливается специальная система стимулирующих выплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 22.04.2009 N 8, от 14.07.2010 N 36, от 04.07.2012 N 35)
1) доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);
2) доплаты в размере 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
3) надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение;
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 36)
4) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии Мэрии Москвы и лауреатам премии города Москвы в области образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
5) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;
6) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;
7) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
8) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;
9) ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками;
10) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетских школ-интернатов за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
11) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
12) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья";
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
13) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) медицинским работникам образовательных учреждений;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63; в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 36)
14) повышение на 20 процентов ставок (должностных окладов) техническому и обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
15) повышение на 50 процентов ставок (должностных окладов) методистам государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и иных государственных образовательных учреждений.
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63; в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 36)
5.1. Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению, размер и порядок выплаты которой определяются Правительством Москвы в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
(часть 5.1 введена Законом г. Москвы от 22.04.2009 N 8)
5.2. Педагогические работники образовательных учреждений вправе не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
(часть 5.2 введена Законом г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие стимулирующие выплаты.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов возможно установление иных стимулирующих выплат.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 22.04.2009 N 8)
7. Порядок предоставления мер социальной поддержки, указанных в частях 3-5 настоящей статьи, определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 22.12.2004 N 91, от 22.04.2009 N 8)
8. Органы местного самоуправления городских округов вправе устанавливать за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального образования на осуществление целевых расходов) меры социальной поддержки и социальной помощи для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
(часть 8 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 16. Предоставление информации в области образования
1. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления городских округов предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
2. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления городских округов способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 04.07.2012 N 35)
3. Образовательные учреждения обеспечивают открытость и доступность достоверной и актуальной информации о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в сети Интернет и размещения на нем перечня сведений, установленного федеральным законодательством.
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
Статья 17. Поддержка органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов негосударственных образовательных организаций
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
(в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
1. Органы государственной власти города Москвы оказывают финансовую, имущественную, информационную, консультационную и иную поддержку негосударственным образовательным организациям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
1.1. Органы местного самоуправления городских округов оказывают финансовую, имущественную, информационную, консультационную и иную поддержку негосударственным образовательным организациям в соответствии с федеральным законодательством о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и муниципальными правовыми актами.
(часть 1.1 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
2. Сведения о негосударственных образовательных организациях - получателях поддержки от органов государственной власти города Москвы включаются в государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы - получателей поддержки.
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
3. Сведения о негосударственных образовательных организациях - получателях поддержки от органов местного самоуправления городских округов включаются в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций городских округов - получателей поддержки.
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 18. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в области образования города Москвы
1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку образовательным учреждениям города Москвы, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности.
Органы исполнительной власти города Москвы могут совместно с подведомственными им образовательными учреждениями выступать авторами культурно-образовательных и иных образовательных инициатив.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 36)
2. Образовательным учреждениям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, может присваиваться статус экспериментальных образовательных площадок города Москвы. Порядок присвоения образовательным учреждениям статуса экспериментальных образовательных площадок и их аттестации определяется положением, утверждаемым отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение.
(в ред. законов г. Москвы от 22.04.2009 N 8, от 14.07.2010 N 36)
Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.
3. Образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки, имеет право:
1) вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления;
2) получать дополнительное финансирование программы эксперимента из внебюджетных источников;
3) в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностные оклады, а также размеры стимулирующих выплат работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности.
(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Глава 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Статья 19. Учредитель образовательных учреждений
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного образовательного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципального учреждения - органом местного самоуправления соответствующего городского округа.
Статья 20. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация государственных и муниципальных образовательных учреждений
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация государственных образовательных учреждений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Москвы.
2. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляются в порядке, определяемом органом местного самоуправления соответствующего городского округа.
Статья 21. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1. Правительство Москвы закрепляет на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями имущество, необходимое для обеспечения образовательной деятельности. Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с федеральным законодательством.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1.1. Органы местного самоуправления городских округов закрепляют на праве оперативного управления за муниципальными образовательными учреждениями имущество, необходимое для обеспечения образовательной деятельности. Земельные участки закрепляются за муниципальными образовательными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с федеральным законодательством.
(часть 1.1 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
2. Собственником имущества государственных образовательных учреждений является город Москва.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18)
2.1. Собственником имущества муниципального образовательного учреждения является соответствующий городской округ.
(часть 2.1 введена Законом г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
3. Порядок пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, определяется уставом учреждения в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. законов г. Москвы от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
4. Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о сносе объектов имущественного комплекса образовательного учреждения не может быть принято без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы последствий принимаемого решения для обеспечения образования. Принятие такого решения не допускается без предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения деятельности образовательного учреждения.
(часть 4 введена Законом г. Москвы от 08.11.2006 N 55; в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
5. В случае ликвидации государственного образовательного учреждения города Москвы объекты его имущественного комплекса используются только в целях деятельности иного государственного образовательного учреждения.
(часть 5 введена Законом г. Москвы от 08.11.2006 N 55)
6. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, их имущественные комплексы, в том числе имущество, находящееся в их самостоятельном распоряжении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
(часть 6 введена Законом г. Москвы от 08.11.2006 N 55; в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Статья 22. Финансирование расходов на образование в городе Москве
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными учреждениями и муниципального задания муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе нормативов. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, определенном Правительством Москвы.
2. Негосударственным образовательным организациям из бюджета города Москвы предоставляются субсидии в порядке, установленном Правительством Москвы.
Статья 23. Формирование и использование внебюджетных финансовых средств государственными и муниципальными образовательными учреждениями
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную их уставами, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
2. Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
20 июня 2001 года
N 25
Здесь можно скачать Закон в формате Word
10 марта 2004 года N 14
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(в ред. законов г. Москвы от 28.12.2005 N 1,
от 28.05.2008 N 17, от 17.09.2008 N 41,
от 16.09.2009 N 32, от 09.12.2009 N 11,
от 26.05.2010 N 23, от 13.10.2010 N 41,
от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35)
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственными образовательными стандартами), с учетом региональных особенностей субъекта Российской Федерации - города Москвы.
(преамбула в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственные гарантии города Москвы на обязательное общее образование
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
(в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 N 1)
1. Общее образование в городе Москве является обязательным.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
2. Органы государственной власти города Москвы гарантируют получение гражданами обязательного среднего (полного) общего образования, создают условия для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование и обеспечивают:
1) равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственных образовательных стандартов) для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
2) единство образовательного пространства в городе Москве;
3) академические свободы обучающихся - право выбора формы обучения, право на обучение по индивидуальным учебным планам, ускоренный курс обучения;
4) академическую мобильность обучающихся - право выбора образовательного учреждения, свободный переход из одного образовательного учреждения в другое;
5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья при правильном выборе типа и вида образовательного учреждения с учетом уровня развития обучающегося;
6) преемственность общеобразовательных программ, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования и получения профессионального образования;
7) реализацию права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
8) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогических работников;
9) контроль за соответствием условий осуществления образовательного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников;
10) реализацию права граждан на получение полной и достоверной информации, позволяющей осуществить обоснованный выбор образовательного учреждения или организации;
(п. 10 в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
11) финансирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Требование обязательности общего образования по отношению к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
Статья 2. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов общего образования
1. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, являясь составной частью государственных образовательных стандартов общего образования, определяет дополнительные к установленным федеральным компонентом государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений города Москвы с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей города Москвы и направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию, формирование навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.
2. Московский региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обязателен для реализации в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс по общеобразовательным программам в городе Москве до завершения обучения лицами, поступившими на обучение до 31 декабря 2010 года.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
3. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования не могут являться основаниями для отказа в приеме в государственное образовательное учреждение города Москвы, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы данного уровня, обучающегося из образовательного учреждения другого региона.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
4. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 09.12.2009 N 11.
Статья 2.1. Требования к основным и дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым образовательными учреждениями и организациями, имеющими государственную аккредитацию
(введена Законом г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
1. Основные общеобразовательные программы утверждаются на основе соответствующих примерных основных общеобразовательных программ, разработанных уполномоченными федеральными государственными органами, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, или соответствующие структуре и условиям реализации, установленным федеральными государственными требованиями.
2. Учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программы учебной практики, иные методические материалы учитывают региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и иные особенности и потребности города Москвы, а также образовательные потребности населения и ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3. Дополнительные общеобразовательные программы включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
4. Для общеобразовательных программ, основные требования к минимуму содержания и условиям реализации которых установлены государственными образовательными стандартами, включающими федеральный, московский региональный компоненты и компонент образовательного учреждения, обязательность соответствия указанным требованиям сохраняет свою силу до завершения обучения по таким программам лицами, поступившими на обучение по ним до 31 декабря 2010 года.
Статья 3. Организационное обеспечение учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы
(в ред. законов г. Москвы от 09.12.2009 N 11, от 18.05.2011 N 18)
1. Учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы обеспечивает возможность организации деятельности обучающихся в различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивидуальным учебным планам, групповой, экскурсионной, проектной, научно-исследовательской и иной форме и предусматривает:
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
1) совместную работу двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в I-XI классах с использованием современных информационных технологий при наличии необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и утвержденной образовательной программы;
2) деление I-XI классов, имеющих наполняемость, установленную федеральными нормативными правовыми актами и/или правовыми актами города Москвы, на две группы при проведении занятий по иностранному языку, информатике, профильным предметам, физической культуре при наличии необходимых условий и педагогических кадров, если для данного вида общеобразовательного учреждения не предусмотрено другое деление классов.
2. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
Преподавание учебных курсов и дисциплин в образовательном учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов и дисциплин, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов, должно соответствовать установленным уполномоченными федеральными государственными органами требованиям к соотношению частей основной общеобразовательной программы и ее объему, условиям ее реализации и результатам освоения. Часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатывается с учетом культурных, исторических, географических, социально-экономических и других особенностей города Москвы на основе мониторинга потребностей обучающихся в изучении региональных культурных традиций и особенностей, проводимого в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования. Учебное время, отводимое на реализацию части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, используется для организации индивидуальных и групповых занятий, углубленного изучения отдельных и (или) профильных предметов, организации факультативов и элективных курсов, занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
Абзац утратил силу. - Закон г. Москвы от 09.12.2009 N 11.
3. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18.
Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 4. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 09.12.2009 N 11.
Статья 5. Виды государственных образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, может создавать предусмотренные настоящей статьей типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения:
1) детский сад;
1.1) детский сад для детей раннего возраста;
(п. 1.1 введен Законом г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
1.2) детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
(п. 1.2 введен Законом г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
2) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);
(п. 2 в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
3) детский сад компенсирующего вида (с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции ограничений возможностей здоровья одной и более категорий детей);
(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
4) детский сад присмотра и оздоровления (с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
5) детский сад комбинированного вида;
6) центр развития ребенка - детский сад (с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям - познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);
(п. 6 в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)
7) детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
8) начальная школа - детский сад;
9) начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
10) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);
11) специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
12) начальная общеобразовательная школа;
13) основная общеобразовательная школа;
14) средняя общеобразовательная школа;
15) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
16) гимназия;
17) лицей;
18) общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;
19) общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;
20) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;
21) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
22) гимназия-интернат;
23) лицей-интернат;
24) санаторная школа-интернат;
25) санаторно-лесная школа;
26) кадетская школа;
27) кадетская школа-интернат;
28) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
29) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
30) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
31) детский дом - школа;
32) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
33) специальная общеобразовательная школа;
34) средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
35) средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения";
36) начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
37) основная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
38) средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья";
39) центр образования "Школа здоровья";